опубликовано
23.08.2023
просмотров
515
Как открыть стоматологию с нуля: бизнес-план и пошаговая инструкция

Рассмотрим, как открыть стоматологию и начать зарабатывать, если бизнес опыта пока нет.

Секрет успешного бизнеса стоматологических услуг

Стоматологи, которые мечтают создать свой собственный бизнес, обычно ищут сведения о получении лицензии, стоимости аренды, размере налогов. Многие обеспокоены недостатком опыта управления, отсутствием знаний по бухгалтерскому учету. Ищут готовые шаблонные бизнес-планы, боятся, что может не хватить денег.

Структура бизнес-плана Структура бизнес-плана

Опытные врачи и начинающие бизнесмены почти всегда упускают из виду главное — маркетинг. По статистике большая часть компаний закрывается, потому что организаторы не смогли правильно оценить спрос на услугу или продукт. Если есть клиенты, понимание того, как продвигать бизнес, запускать рекламу, тогда можно переходить к финансовому планированию. На этом этапе открытия стоматологии потребует умение строить бюджет доходов и расходов, чтобы не оказаться в минусе, в том числе временно, не нести незапланированные кредитные расходы при низких доходах.

Если есть клиенты, нужно сориентироваться в налогообложении, найти помещение для аренды, заключить договор и проконтролировать все детали, чтобы не быть обманутым. Также потребуется приложить усилия для оформления лицензии. Ко всем этим этапам важно тщательно подготовиться, чтобы после завершения формальностей сразу приступить к работе, а не оплачивать аренду неработающего стоматологического кабинета. Однако это не главное, все это важно, но даже блестящие результаты в урегулировании формальностей не приведут к успеху.


Игнорирование маркетинга — основная ошибка новичков в бизнесе. Но что делать, с чего начать, как продвигаться, от чего зависит успех, и на что можно рассчитывать, т.е. как привлечь пациентов? Ответы на эти вопросы зависят от базовых условий. Первым делом нужно оценить количество существующих постоянных клиентов, рассчитать уровень дохода, который они приносят или могут принести.

Если опыта совсем нет, нужно оценить имеющиеся ресурсы и компетенции, что в наличии. Возможно, есть навыки администрирования в стоматологическом или смежном, к примеру, косметологическом (эстетическом) бизнесе. Или опыт управления различными видами бизнеса в семье. Если собственных ресурсов недостаточно, нужно сразу искать партнеров или специалистов, в том числе на аутсорсинге, которые помогут отладить процесс, окажут помощь в открытии стоматологии, и попутно научат продвигать услуги самостоятельно.

Анализ рынка: перспективно ли открывать стоматологию

Анализ рынка стоматологических услуг в стране, регионе, выбранной локации — первый этап на пути составления бизнес-плана. О существующих трендах и перспективах отрасли можно узнать из статистических данных, публикуемых государственными органами и частными компаниями.

Этапы анализа рынка Этапы анализа рынка

Если планируется масштабный проект, с большим количеством рабочих мест, уместно заказать полноценное исследование маркетинговой компании. Для открытия стоматологического кабинета может быть достаточно анализа данных открытых источников.

PEST-анализ PEST-анализ

Состояние рынка стоматологических услуг в настоящий момент

Данные государственных органов говорят о том, что в ближайшие годы рынок частных стоматологических услуг будет расти в среднем на 10% в год. Исследования холдинга РБК показывают, что сектор после пандемии снова набирает обороты, постепенно растет средний чек и число пациентов частных стоматологов.

Динамика рынка стоматологии в России Динамика рынка стоматологии в России

Согласно данным издания Деловой Петербург за 2021 год рынок вырос на 20% и достиг в абсолютном выражении 13 млрд. руб. Рост происходит за счет отложенного из-за пандемии спроса. Продолжения роста стоит ожидать при условии стабильности экономики страны. Так как падение доходов всегда приводит к резкому сокращению числа клиентов у стоматолога.

В городе уже функционирует 16 тыс. клиник и кабинетов, среди них 15 сетей. При этом крупные компании занимают 10,3% рынка, остальное приходится на долю небольших предприятий. Это говорит о том, что доля постоянных издержек, за счет которых можно обеспечить существенное снижение себестоимости оказываемых услуг, не велика, а значит, новичок сможет конкурировать с более опытными компаниями.

Выгодно ли открывать стоматологию в 2024 году, покажет время? В первой половине года в экономике страны не было встрясок, доходы россиян не претерпели существенных изменений, показатель инфляции находится на приемлемом уровне (5-7%). Ситуация стабильная с тенденцией к небольшому росту в краткосрочной перспективе и до 10% в год в среднесрочной. Долгосрочный прогноз в условиях общей нестабильной политико-экономической ситуации экономисты не делают. Но эта проблема, сложность прогнозирования отдаленных перспектив, касается всех отраслей и сфер.

Пошаговый план

Реализация бизнес-проекта должна проходит по плану, который обычно включает следующие этапы:

Оценка собственных сил и возможностей.
Выбор локации и оценка перспектив.
Анализ свободных помещений в выбранной локации, и оценка стоимости аренды.
Расчет потребности в оборудовании и материалах.
Оценка целесообразности привлечения наемных работников разных специализаций на начальном этапе.
Оформление необходимых для работы документов.
Реклама и маркетинг: способы и каналы продвижения, оценка потребности в инвестициях.
Подготовка финансового плана с расчетами.

Рассмотрим подробнее пошаговые инструкции для начинающих предпринимателей.

Обязательно ли быть стоматологом?

Желание открыть стоматологический кабинет или клинику возникает по разным причинам. Одни, располагая опытом администрирования (управления) сетью центров красоты, а также имея знакомого стоматолога, оценивают возможность заниматься бизнесом в смежной сфера вместе с партнером.

На приеме у стоматолога

Практика показывает, что шанс есть и у врачей-стоматологов, которые хотели бы уйти от работы по найму, открыть свой бизнес, и у тех, кто просто увлечен направлением, как-то с ним соприкасался и хотел был превратить в бизнес. Единственное обязательное условия — искренний живой интерес к стоматологии и готовность заниматься этим направлением каждый день.

Среди успешных предпринимателей большая часть работает стоматологами, постоянно учится, осваивает новые методы и технологии. Но есть и те, кто просто обладает необходимыми знаниями и опытом управления различными видами бизнеса, и потому знает, как открыть стоматологию, а отладив процесс, отходит от дел.

Где открыть зубную клинику

Анализ локации фактически сводится к вопросу: открыть кабинет в своем спальном районе или в центре города. Выбор зависит от финансовых возможностей и имеющейся клиентов. Если пока пациентов мало, окупить помещение в дорогом районе будет сложно, даже за счет высокой проходимости. Потому что уровень конкуренции в таких местах всегда выше, чем в более удаленных от мест массового скопления людей.

Как выбрать помещение

Выбор помещения зависит от формата работы: частный кабинет или стоматологическая клиника с наемным персоналом. А также от сегмента: эконом, бизнес, люкс. Для пациентов эконом-класса основным критерием выбора выступает цена. Они пойдут туда, где дешевле, если качество работы их устраивает, т.е. пломбы после визита к стоматологу не выпадают. Эту группу мало интересует ремонт в холле или кабинете.

Кабинет стоматолога

Представители сегмента бизнес ожидают определенного уровня сервиса, качественного современного оборудования, отсутствия очередей и определенного комфорта. Значит нужно потратить деньги на удобные диваны в холле, сделать ремонт, чтобы в клинику было «не стыдно» зайти с девушкой или другом.

Представители класса люкс ориентируются прежде всего на уровень сервиса. Им должно быть удобно, желательно, чтобы все, что предлагается, соответствовало самым современным требованиям. Однако ремонт в помещениях — это только часть оснащения. Дорогой и богатый будет хорошо восприниматься, если выбрано самое презентабельное оборудование (дизайн не менее важен, чем реализованные в стоматологической установке технологии), современные материалы и аксессуары.

Также нужно учитывать, что к отделке помещений для работы стоматолога законодательство предъявляет определенные требования. Так, площадь кабинета частного мастера должна составлять не менее 30 м2, из которых 14 (минимум) должно быть выделено под рабочую зону, 5 — под санитарную и 10 — под холл. Минимальная высота потолков — 3 метра, пространство от окна до противоположной стены — не менее 6.

Примечание. Законодательные нормы постоянно меняются, поэтому нужно следить за нововведениями, чтобы не оказаться в ситуации, когда деньги на аренду и ремонт помещения истрачены, а работать нельзя, потому что оно не соответствует актуальным госстандартам. Бесплатные инструкции по открытию стоматологии не содержат самой актуальной информации, ее нужно искать в законах. Помочь разобраться также может опытный бизнес-консультант.

Расходы на оборудование и материалы

Что учитывать при выборе стоматологической установки Что учитывать при выборе стоматологической установки

Объем расходов на техническое оснащение зависит не только от уровня клиники, но и от специализаций врачей. Базовый набор включает:

  • Стоматологическое кресло с турбиной и вспомогательными приспособлениями — в среднем от 300-350 тыс. руб.
  • Расходные материалы и комплектующие для оборудования (наконечники и др.) — около 10 тыс. в мес., при условии покупки нового оборудования, не нуждающегося в частом ремонте.
  • Инструменты — от 30-40 тыс. руб. на одно рабочее место, если сразу приобрести набор всего необходимого. Но при посменной работе желательно, чтобы у каждого мастера были свои инструменты.
  • Полимеризационная лампа (достаточно одной для кабинета терапевта, даже при посменной работе) — 10 тыс. руб.
  • Апекс-локатор — 30 тыс. руб. В сегменте эконом технология может оказаться не востребованной первое время, но, учитывая не очень высокую стоимость и необходимость постоянного профессионального развития, чтобы выдерживать нарастающую с каждым годом конкуренцию, желательно иметь.
  • Автоклав для стерилизации инструментов — в среднем 60 тыс. руб. Если в клинике несколько кабинетов, можно приобрести 1, к примеру, на 3 кабинета.
  • Мебель (столы, стулья, шкафы) для стоматолога, ассистента (медсестры) — от 30 до 100 тыс. руб.
  • Радиовизиограф (недорогой аналог полноценного рентгеновского аппарата) — в среднем 250-300 тыс. руб.

Получилось более 700 тыс. рублей. Это базовый комплект остро необходимого для тех, кто просто пытается сориентироваться в ценах, понять, сколько стоит открыть стоматологическую клинику, но на практике расходы будут выше.

Требования к врачам и персоналу

Требования к сотрудникам зависят от выбранного экономического сегмента. В сегменте эконом потребуется медсестра базовой квалификации, возможно, без опыта работы, и администратор, но и без него можно обойтись.

Как юридически грамотно оформить документы и разрешения

Для начала работы нужно оформить два основных документа, открывающих дорогу к дальнейшим шагам: зарегистрировать ИП или юридическое лицо в налоговых органах и получить лицензию на медицинскую стоматологическую деятельность. После этого можно обращаться в банк за кредитами, искать инвесторов.

Кроме того, для ведения бизнеса потребуется:

Зарегистрироваться в ПФ, ФСС, ФОМС.
Закупить контрольно-кассовое оборудование.
Получить разрешение от санитарной и пожарной служб.

Это базовый перечень остро необходимых правовых действий для тех, кто пытается понять, как открыть свою стоматологию. При запуске проекта крупной клиники юридических формальностей будет много больше.

Реклама и маркетинг

Это самая важная часть плана, ибо как открыть клинику стоматологическую, если нет клиентов. Опытные стоматологи могут привести с собой часть пациентов в предыдущего места работы, но их почти всегда оказывается недостаточно даже для того, чтобы заполнить день одного врача. Так как кто-то из клиентов останется в прежнем медучреждение, потому что выбрал именно клинику, а не одного из ее врачей, кто-то не захочет ездить в другое место.

Воронка продаж Воронка продаж

Маркетинговый план или стратегия продвижения — это комплекс мероприятий, от которых зависит успех бренда стоматологии у пациентов. Ключевые составляющие: каналы продвижения (персональная страница стоматолога в соцсети, сайт, сайты-агрегаторы) и инструменты (рекламные объявления в транспорте, на онлайн и офлайн досках, контент: тексты, видео, коллажи). Подробнее, о том, как продвигать стоматологический бизнес, находить клиентов, читайте в статье «16 рабочих способов привлечь пациента в стоматологическую клинику».

Финансовый план с расчетами

Финансовый план обычно включает следующие разделы:

  • Первоначальные расходы: регистрация, аренда, ремонт (по потребности), вывеска, прочие — приблизительно 1-1,1 млн. руб.
  • Ежемесячные траты: расходные материалы, оплата труда, аренда, коммунальные платежи, налоги — 100-200 тыс. руб.
  • Доходы и окупаемость. При среднем чеке 300 тыс. руб. и затратах времени на 1 клиента от 40 мин. до 1 часа можно рассчитывать на 10-20% окупаемости.
  • Риски. На непредвиденные обстоятельства нужно закладывать не менее 10%, часто их требуется 20 и более.

Также важно иметь календарный план открытия, в котором должны быть отражены такие детали как: сколько нужно вложить средств в аренду помещения в то время, когда в нем будет делаться ремонт, т.е. дохода бизнес приносить не будет, и сколько после.

Планируя расходы и доходы, нужно осознавать, что результаты работы первых двух-трех месяцев очень показательны. Если клиентов нет, или их совсем мало, со временем почти ничего не изменится. Неудача должна стать поводом для изменений в планах продвижения, нужно проанализировать не только рекламу, но также цену, сервис, упаковку продукта. В тоже время нужно быть готовым к тому, что заметного дохода на личные нужды предпринимателя долгое время не будет, так как небольшая выручка будет уходить на многие неучтенные статьи расходов.

Выводы

Мы рассмотрели в общих чертах все, что нужно, чтобы открыть стоматологический кабинет. Но за обобщенным планом стоит большой профессиональный труд не только стоматологов, но и специалистов по продвижению бизнеса, от которых зависит, придут ли в клинику пациенты.

Добавить комментарий

Автор
Виталий Заря
Маркетолог, эксперт по продвижению клиник и руководитель агентства
Скачать бесплатно книгу в pdf "Конкурентные преимущества в рекламе клиники"

Благодаря книге вы сможете сформулировать собственное позиционирование и увеличить конверсию сайта клиники минимум на 30% без дополнительных вложений.

Книга в подарок